Советская архитектура: взгляд в будущее

Советская архитектура

Величие Советского Союза находило отражение абсолютно во всех сферах жизни, и архитектура не исключение. Масштабные проекты, многие из которых, к сожалению, так и остались существовать только на бумаге, реализовывались по всей необъятной стране. Даже западные критики, под увеличительным стеклом наблюдавшие за развитием Союза, не могли не признать, что советская архитектура – не только мощная и величественная, но и невероятно красивая и гармоничная, сочетающая в себе элементы наследия различных эпох. Возможно, именно поэтому во многих европейских странах вскорости начали появляться здания-близнецы. Ну, если не близнецы, то двойняшки уж точно.

Этапы становления

Термин "советская архитектура" применяется к постройкам, относящимся к периоду с 1917 года по 1991 год. Первые 10 лет после революции вся страна, освободившаяся от гнета, жила в стиле авангард. Это же направление перекочевало в архитектуру модернизм в каждой детали, по мнению тогдашних идеологов политики, наиболее четко отражал революционный настрой народа. Для этого периода характерны ленточное остекление и плоские крыши эти принципы широко использовались при постройке абсолютно всего, вплоть до театров, что противоречит всем нормам искусства. Впрочем, продлилось это недолго, поскольку и Маркс, и Ленин, и, в особенности, Сталин были большими ценителями классического искусства во многом благодаря их цензуре советская архитектура сумела "проскочить" пагубный для себя период жесткого конструктивизма и рационализма и вспомнила о существовании классической архитектуры. А заодно и о том, что эти направления можно совмещать для создания новых шедевров.

Новый классический ордерный стиль был установлен в 1932 году благодаря архитектору Б. М. Иофану, который спроектировал главное здание страны Дворец Советов, выиграв премию на всесоюзном конкурсе. С этого времени начинается обращение к мировым классическим традициям, которые способствовали проектированию настоящих величественных шедевров архитектуры.

Классика, наполненная социалистическим содержанием

Наибольшего расцвета советская архитектура достигла в послевоенный период. Так, в 1947 году происходит закладка восьми "сталинских высоток" в центре Москвы, а в 1953 году завершается строительство высотного здания МГУ по проекту Л. В. Руднева гордость не только столицы, но и всего Советского Союза. Эти здания по архитектурной наполненности не уступают даже знаменитым нью-йоркским небоскребам.

В 1954 году было завешено строительство кольцевой линии московского метрополитена, а в 1955 году началось строительство ленинградского метро. Перед зодчими стал этап отделки наземных и подземных вестибюлей станций. Архитекторы "выложились" по полной богатое убранство, использование натуральных камней в отделке превратило станции в настоящие подземные дворцы, которые впечатляют до сих пор.

Новаторство Хрущева

Стоя у руля власти, Н. С. Хрущев претворил в жизнь очередную модернизацию советской архитектуры, исключив "буржуазные излишества". Это привело к упадку художественной ценности сооружений. Ярким примером является проведенная в 1967 году реконструкция ВДНХ уникальный архитектурный комплекс, построенный в лучших стилях мирового классического искусства с оглядкой на самобытный колорит многочисленных советских республик, был "осовременен" до неузнаваемости. Многие павильоны были попросту снесены, а те, которым удалось "выжить", навсегда утратили свой неповторимый облик в пользу модернистских новаций.